- ЭНГЕЛЬГАРДТ Николай Александрович
- (3.02.1867—янв. 1942), писатель, поэт, литературовед, публицист, видный деятель право-монархического движения, один из руководителей Русского Собрания (РС). Сын известного сельского хозяина и публициста-народника (автора «Писем из деревни»), профессора химии С.-Петербургского земледельческого института А. Н. Энгельгардта (1828–1893) и писательницы, переводчицы, составительницы Полного немецко-русского словаря Анны Николаевны, урожд. Макаровой. После окончания Смоленской гимназии учился в Лесном ин-те, откуда вышел, не окончив курса. Занялся творчеством: писал под псевдонимом Гард, в 1890 вышли его первые сборники стихотворений и сказок. Друг юности известный поэт К.Д. Бальмонт так характеризовал Энгельгардта — «очаровательный отшельник, мечтатель», «истинный поэт — хрустальной чистоты и умница».
В ХХ в. опубликовал серию исторических романов, которые печатались, главным образом, в «Историческом вестнике». Получил известность как историк литературы консервативного направления, его «История русской литературы» была рекомендована в качестве учебного пособия на историко-филологическом ф-те С.-Петербургского ун-та. При этом Энгельгардт удостоился оскорбительного отзыва о себе со стороны либерального критика, брата известного революционера-демократа В. А. Добролюбова, который назвал его «современным Булгариным». Энгельгардт был также известным публицистом (псевд. Мирянин), публиковался в «Санкт-Петербургских ведомостях», «Вестнике иностранной литературы» и «Неделе», затем в 1897–1904 был деятельным сотрудником «Нового времени». С окт. 1904 по дек. 1906 ведущий отдела «Современная летопись» в журнале «Русский вестник», с окт. 1906 недолгое время редактировал еженедельник «Новая Россия». В 1899 имел успех его доклад «Критический анализ русского марксизма», в котором с консервативно-народнических позиций он подверг критике основные постулаты новомодного тогда учения. Суть своих политико-экономических воззрений Энгельгардт формулировал следующим образом: «Форме землепользования должна отвечать известная форма правления. В России форма землепользования миллионов — общинная, форма правления — самодержавная, форма исповедания — православная». В своей концепции он пытался соединять консервативно-монархические воззрения с народничеством. Один из учредителей РС, член первого состава Совета РС, член депутации РС на Высочайшем приеме 31 дек. 1904, а в 1906 исполнял обязанности председателя. Выступал с речью на первом митинге Союза Русского Народа (СРН) в Михайловском манеже.
Делегат трех первых монархических Съездов. Выступал с речью на 1-м Всероссийском съезде Русских Людей в Санкт-Петербурге 8–12 февр. 1906 (Всероссийский съезд Русского Собрания). На 2-м Всероссийском съезде Русских Людей в Москве 6–12 апр. 1906 был одним из самых активных участников, делал доклады о необходимости созыва Церковного Собора, «О понятиях национальное самоопределение, самоуправление и автономия», а также «К вопросу о защите монархического принципа». Много выступал и на 3-м Всероссийском съезде Русских Людей в Киеве 1–7 окт. 1906 (Всероссийский съезд Людей Земли Русской). Энгельгардт представил делегатам разработанную Советом РС программу изменения выборного законодательства, которая включала два проекта нового закона: первый предполагал организацию выборов по церковным приходам (автор член РС А. А.Папков), второй — выборы по сословиям пропорционально каждому сословию. Он выступал также в прениях по вопросу об объединении. По его мысли, следует исходить из реального существования трех центров: РС, СРН и Всенародного Русского Союза в Москве, а, значит стоит решать вопрос именно об их объединении. Учреждением объединяющим предлагал считать Всероссийские Съезды: если их хорошо организовать, то в ином способе объединения надобности не будет; не будет нужды также в сочинении нового Устава для новой организации, достаточно будет выработать Устав Съезда. Выступая в прениях при обсуждении программы, Энгельгардт предлагал взять за основу общей платформы программу Союза Русских Людей (СРЛ) ввиду ее краткости, добавив только боевую часть программой СРН по еврейскому вопросу. На 3-м Съезде Энгельгардт выступал также и с заключительным словом, наряду с другими видными деятелями патриотического движения. 20 окт. 1906 Энгельгардт председательствовал на собрании РС, которое обсуждало животрепещущий вопрос об итогах 3-го Съезда и об отношении РС к учреждению Главной Управы Объединенного Русского Народа. В РС было немало влиятельных противников объединения с другими монархическим союзами, особенно со всесословным СРН. Во вступительном слове Энгельгардт напомнил, что и 1-й Съезд, и 2-й Съезд ставили вопрос об объединении во главу угла, и вот 3-й Съезд этот вопрос разрешил. Он сообщил, что к решению Съезда уже присоединилась Москва, в Петербурге СРН принял решение о поддержке решений Съезда и избрал в состав Главной Управы «нашего русского Гарибальди, высокочтимого А. И. Дубровина». Энгельгардт энергично выступил против клеветы в адрес будущей Главной Управы, которая раздается «не только в левой, жидовской и жидовствующей печати», но и в газетах умеренных, «от жида свободных», будто Управа — это «государство в государстве», «революция справа», «правый беспорядок». Он также подчеркнул, что «назвать себя партией мы не можем. Мы — не партия. И это доказал Киевский съезд. На нем сошелся пробужденный, возрожденный, сознательный русский народ, поднял священный стяг Веры, Самодержавия, Народности и объединения. Мы — хранители святынь духа народного. Мы — вожди национального возрождения России!». В заключение Энгельгардт призвал членов РС довершить дело объединения, избрав своего представителя в Главную Управу. И, несмотря на возражения противников, такое решение было принято.
Однако с 1907 Энгельгардт отошел от правомонархического движения. Это стало следствием духовного надлома, который привел его к увлечению оккультизмом. По воспоминаниям сына, Энгельгардт с 1908 заболел нервной болезнью, выражавшейся в жестокой депрессии, сопровождавшейся галлюцинациями. Он по несколько месяцев практически не выходил из дома и даже лечился у знаменитого психиатра В. М. Бехтерева. Тяжелым испытанием для Энгельгардта стала серьезная болезнь любимого сына, случившаяся в 1914–1915. После революции остался в России. Не последнюю роль в таком решении сыграл своеобразный народнический романтизм, свойственный Энгельгардту с молодости. Он записал в своем дневнике: «Остаться, терпеть, верить в свой народ, трудиться — значило сохранить свое человеческое достоинство, завоевать себе звание гражданина народной великой республики... И это значило заплатить долг народу и очистить себя». После окт. 1917 его однажды вызывали на допрос в ЧК, но потом оставили в покое, однако Энгельгардт жил в постоянном ожидании ареста, особенно после расстрела своего любимого зятя Н. С. Гумилева. В 1918–1923 он читал лекции в Институте живого слова в Петрограде, вел курсы по теории и истории всемирной прозы, теории и истории ораторской прозы. Делал переводы для издательства «Всемирная литература», в 20-е в Ленинграде на сцене шла его комедия «Любительница голубой мечты задумчивости».
После закрытия Института живого слова, чтобы прокормиться, работал в статистическом бюро, лектором в клубах, библиографом Института опытной агрохимии, Академии сельскохозяйственных наук, отдела Гидроэлектростроя АН СССР. С янв. 1931 вышел на социальную пенсию, которая была настолько мизерной, что ее хватало только на оплату за коммунальные услуги и на скудный рацион питания (хлеб, картошка и кипяток). Он пытался писать пьесы, которые, однако, не принимались к постановке в театрах, а его романы нигде не печатались. Свой богатейший архив передал в РГАЛИ. В 1894 Энгельгардт женился на бывшей жене своего приятеля К.Д. Бальмонта Ларисе Михайловне, урожд. Гарелиной (1864–1942). От этого брака родились: дочь Анна (1895–1942), которая стала в 1919 второй женой поэта Н. С. Гумилева, и сын Александр (1902–1978), ставший актером, заслуженным артистом Грузинской ССР. Еще один сын, крестник известного философа, друга Энгельгардта В. С. Соловьева, умер в младенчестве. В семье Энгельгардта воспитывался также сын жены от первого брака Николай Бальмонт. Семья Энгельгардтов погибла в 1942 во время блокады. Сам Энгельгардт ослабел до такой степени, что однажды какая-то девочка отняла у него хлеб, который он нес для семьи. Его бывшая домработница рассказывала сыну Энгельгардта, который во время войны жил в Тбилиси, об обстоятельствах смерти его родителей, сестры и племянницы Елены Гумилевой: «Сначала умер отец, потом мама, потом Аня, которая страшно мучилась от голода и холода. Лена умерла последней». В феврале блокадного 1942 умер также и его племянник известный литературовед Б.М.Энгельгардт.
Соч.: Земля и государство // Русский вестник. 1902. № 5; Очерк истории русской цензуры в связи с развитием печати. (1703–1903). СПб., 1904; Современная летопись (Обзор внутренней политики) // Русский вестник. 1904. № 10 1906. № 12; Государство и революция // Русский вестник. 1906. № 10; К современному моменту борьбы с пьянством на Руси. СПб., 1909; Из давних эпизодов (Воспоминания об Н. П. Макарове) // Исторический вестник. 1910. № 4; Император Александр Благословенный и Отечественная война. Исторический очерк. СПб., 1912; История русской литературы XIX столетия. (Критика, роман, поэзия и драма). С приложением синхронических таблиц, хронологического указателя писателей и полной библиографии. В 2 т. Изд. 2-е, испр. и значит. доп. СПб., 1913–1915; Эпизоды моей жизни: Воспоминания. Публ. С. В. Шумихина // Минувшее. 1998. Т. 24.
Лит.: Николай Гумилев: Исследования и материалы. Библиография. СПб., 1994; Правые партии. 1905–1917. Документы и материалы. В 2-х тт. Т. 1 / Сост., вст. ст., коммент. Ю. И. Кирьянова. М., 1998; Тихонова А. В. Семья Энгельгардтов и ее родословная // А. Н. Энгельгардт. Из деревни. 12 писем. 1872–1887. СПб., 1999. А. Степанов
Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900–1917. — М.: Институт русской цивилизации. Сост. А. Д. Степанов, А. А. Иванов. Отв. ред. О. А. Платонов. 2008.